Практичные инструменты использования информационных технологий у дошкольников с ОВЗ

Мещерякова Ирина Юрьевна

г. Москва, ГБОУ Школа №2103, Учитель-логопед, учитель-дефектолог

  • Формат участия: Дистанционно, с размещением материалов на сайте, но без выступления
  • Тематика: IT в обучении и воспитание детей, в том числе с ОВЗ

Целевая аудитория: родители, педагоги, методисты, руководители образовательных комплексов, преподаватели педагогических факультетов и ВУЗов, специалисты, магистранты, аспиранты, докторанты, а также все лица, проявляющие интерес к рассматриваемым проблемам

 

Исходя из реальных коммуникативных возможностей дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее — ТМНР), многие из них никогда не овладеют разговорной речью. Возможно, им придется общаться, используя мультимедийные технологии. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС для детей с ОВЗ), использование информационных технологий помогает детям социализироваться, специальные программы способствует коммуникации и релаксации. Мы в своей коррекционной работе стали использовать компьютер и познакомили ребят с работой некоторых клавиш и мыши. С целью фиксации внимания детей на нужных клавишах на них были приклеены цветные полоски, остальные клавиши оказались недоступны (были закрыты). Сначала учили ребёнка привыкать к тому, что в рабочей зоне находится компьютер, что не нужно нажимать на клавиши, всякий раз, когда он видит его. Далее, занимаясь с ребенком совместной предметной практической деятельностью (далее — ППД), например, лепкой, педагог вызывал вокализации (дети первой группы) и создавал условия для активизации словаря ребёнка (дети второй группы). Программное обеспечение помогало ребёнку, повторяя нужную вокализацию или слово за педагогом во время ППД, или просто вокализируя перед компьютером, получить на экране монитора изображение, например, «распускающегося цветка» со звуковым сопровождением. Это привлекало внимание ребёнка и являлось хорошим мотиватором взаимодействия. Цель взаимодействия — обучение эмоциональному отклику на речь взрослого и использованию вокализаций и речи в процессе ППД с использованием мультимедийных технологий (https://www.sensoryapphouse.com/ — демонстрация работы приложений).

В конце первого года обучения, ещё одним мотиватором и проводником в совместной деятельности ребенка и взрослого стало знакомство с образовательным модулем «Мультстудия МОЙ МИР» (далее – мультстудия).

Образовательный модуль «Мультстудия МОЙ МИР» — образовательный продукт – обладатель первого места Национальной премии лучших товаров для детей «Золотой медвежонок» в номинации «лучшее учебное пособие для детей в РФ в 2016 году».

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения. Этому способствует интеграция разных видов деятельности: изобразительная деятельность (рисование, лепка, декоративно-прикладное творчество, музыкальная деятельность (слушание и воспроизведение музыки), чтение и театрализация литературных произведения, экспериментирование (создание визуальных и шумовых эффектов), конструирование.

Для работы мультстудии необходим компьютер с необходимым программным обеспечением для обработки фото- , видео- и монтирования фильма, ширма, коллекция фонов и фигурок, вэб камера, проектор и проекционный экран для просмотра.

Готовая и легко складываемая ширма, дизайнерские фоны на магнитах позволяют педагогу или родителю направить творческие силы и время на работу с детьми. А магнитные стенки ширмы позволяют легко крепить к ней любые авторские фоны, детские рисунки; да и на самих стенках можно рисовать, к примеру, пиктограммы.

Работа с мультстудией позволила нам продолжить формирование навыков работы с техническими средствами обучения. Мультимедийными средствами создавались условия для развития коммуникативных навыков и социализации детей, реализации творческих замыслов детей, созданных в процессе ППД (реализация возможности средствами мультипликации оживить рисунки, поделки из пластилина, созданные своими руками). Хотелось бы отметить, что съёмки в мультстудии очень просты, потому что всего от одного нажатия клавишей получается кадр и это может сделать даже дошкольник с ТМНР. К тому времени ребята уже научились «нажимать на нужную клавишу».

Далее нами были выбраны предметно-практические навыки, которые могут быть использованы при съёмке мультфильма. Все ребята к тому времени могли выполнять следующие действия: посыпать материалом — конфетти, имитирующие осенние листья; рвать материал – рваная бумага, имитирующая дождь; отрывать кусочек и бросать материал – отрывание кусочка ваты, имитирующего снег; удерживать материал в руке – нитка, на которой закреплена бабочка, птичка; прикреплять и снимать материал на вертикальной поверхности – декорации и герой мультфильма; вырезать предметы совместно с педагогом «рука в руке» — декорации и герои мультфильма. При съёмке мультфильма стало возможным использование коммуникативных навыков детей второй группы, которые могли повторить за педагогом слово или ответить на его вопрос самостоятельно: «что ты приклеил?» — солнышко, «что за дерево?» — яблоня, «кто это?» — кошка, «какого цвета облачко?» — синее. Один ребенок полностью нарисовал декорации к мультфильму (кошка, солнышко, облака, домик, бабочки, птички, фруктовые деревья – яблоня, груша), которые мы с остальными детьми раскрасили и вырезали «рука в руке». В итоге получилась история о путешествии кошки в разные времена года (Видеоролик «Веселые котята» © Ссылка на источник: https://sch2103uz.mskobr.ru/info_add/metodicheskaya_sluzhba/metodicheskaya_kopilka/veselye_kotyata/ — демонстрация мультфильма).

В настоящее время в образовательном комплексе идет апробация совместно со специалистами компании Kidarkit образовательного приложения с технологией дополненной реальности AR-Тьютор. Приложение позволяет «оживить» изображенные на картинках предметы и служит ещё одним инструментом для развития коммуникативных навыков и освоения социально-бытовых умений у обучающихся, в том числе у дошкольников с ОВЗ (Видеоролик «Технология дополненной реальности в образовании. Егор Козловский и Татьяна Батышева» © Ссылка на источник: https://youtu.be/fOfY3IwKdxk — демонстрация ознакомительного ролика).

Нельзя не отметить, ещё один образовательный проект дошкольного обучения с технологией дополненной реальности книгу «Азбука 2.0». В ней каждая буква представлена животным, которому посвящено небольшое стихотворение. В «Азбуке» звери спорят, хвастаются, шутят, рассуждают… словом, передают наши человеческие эмоции и попадают в прекрасно знакомые нам ситуации. «Дополненная реальность» превращает книгу в интересную игрушку и образовательный инструмент, как для педагога, так и для родителя дошкольника (Видеоролик «Живая Азбука 2.0 со звездами» © Ссылка на источник: https://youtu.be/H5v4hEtc9d8 — демонстрация ознакомительного ролика).

 

Список литературы:

  1. https://www.sensoryapphouse.com/
  2. Мещерякова И.Ю., Лазарева О.А. Авторская детская мультипликация с использованием образовательного модуля «Мультстудия МОЙ МИР» URL: http://izvestia-ippo.ru/meshheryakova-i-yu-lazareva-o-a-avtorskaya/ .
  3. 3.https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2852428908316107&id=100006470765785
  4. Азбука 2.0 / Под ред. А.И. Беловой. – Тула: Новый бизнес, 2016. – 60 с.